jose.narod.ru/ Главная >> Экология >> О влиянии ходьбы...

Опубликовано в журнале Научное издание "Вестник БГТУ им. В.Г.Шухова" №8. 2004 г.

УДК [614.71+614.8+613.71]:629.43

В.В. Фоменко, канд. мед. наук, доц.
В.Е. Осипов.
(Омский гос. технич. ун-т, Омск)


О ВЛИЯНИИ ХОДЬБЫ И ЕЗДЫ НА ВЕЛОСИПЕДЕ В ТРАНСПОРТНЫХ ЦЕЛЯХ НА ЗДОРОВЬЕ

Несчастные случаи на транспорте влекут 120 000 смертей в год по европейскому региону Всемирной организации здравоохранения, третья часть из них – люди в возрасте до 25 лет [1, p. 6].

Смертность среди взрослого городского населения Европы, вызванную атмосферными выбросами транспорта, оценивают величиной 30 000 – 120 000 человек/год [1, p. 23].

Факторы, связанные с транспортом могут влиять и на психическое здоровье (mental health). Один из них – эмиссия свинца из бензина. Недавние исследования отмечают неблагоприятное воздействие свинца при относительно небольших концентрациях свинца в крови, особенно у детей (0,5 мкмоль/л). Это находит отражение в снижении внимания, моторной координации, ведет к задержке психо-моторного развития, снижению IQ. [1, p. 25].

В развитых странах половина взрослого населения ведут сидячий образ жизни или имеют минимальную физическую активность. Сидячий образ жизни является одним из самых значительных факторов риска неинфекционных заболеваний и ранней смертности населения в западных странах и связан с использованием моторных транспортных средств [1, p. 6].

Польза для здоровья от регулярной физической активности включает [1, p. 30-31]:

Как много физической активности требуется для получения оздоровительных эффектов? Всего 30 минут в день оживленной ходьбы или езды на велосипеде, даже если они складываются из эпизодов от десяти до пятнадцати минут, уменьшают риск развития сердечно-сосудистых заболеваний и гипертензии и способствуют регуляции уровня липидов в крови и веса тела. Эти результаты получены большей частью на основании исследований мужчин среднего возраста и на основании некоторых исследований женщин, а также людей в юном и пожилом возрасте. [1, p. 31].

Наибольшую пользу от увеличения физической активности получают люди, ведущие сидячий образ жизни и имеющие минимальную и среднюю физическую активность [1, p. 31].

Данную проблему можно решить посредством внедрения ходьбы или езды на велосипеде в качестве повседневного транспорта [1, p. 30]. Увеличение велосипедного и пешего сообщений будет способствовать уменьшению использования моторного транспорта. Опыт развитых западных стран знакомит с внедрением велосипеда в системы пассажирского транспорта.

Может возникнуть вопрос: не будет ли избыточным предлагаемый объем физической активности? Предварительные расчеты показывают [5], что использование велосипеда в качестве повседневного транспорта лицами, имеющими малоподвижный образ жизни, ведет к увеличению интенсивности обмена: у женщин – с 8,4 до 9,8 МДж/сут., у мужчин – с 9,6 до 11,0 МДж/сут., что соответствует легкой физической работе. К расчету была принята средняя дальность дневных поездок велосипедиста равная 28 км. Но при этом, суммарный объем двигательной активности (13 ч/нед) все еще меньше оптимального по Амосову (не менее 16-18 ч/нед) [6].

Существует и риск для здоровья, связанный с ездой на велосипеде и ходьбой – риск несчастного случая при вовлечении в дорожно-транспортное происшествие с автомобилями [1, p. 31]. По данным конца 50-х годов, в Великобритании ежегодно гибло около 700 велосипедистов, составляя примерно 11 % всех несчастных случаев на дорожном транспорте этой страны [2]. Отечественные эксперты связывают данный факт с тем, что движение не было разделено. Наилучший вариант решения этой проблемы – изолированные велосипедные дорожки. Однако, ввиду малых площадей применяется разделение полос разметкой и многое зависит от дисциплины на дорогах. Так, во Франции все виды движения осуществляются по всем полосам дорог [3], что увеличивает риск несчастного случая. Поэтому, не случайно в государственной программе развития велосипедного сообщения (Nationale Radverkehrsplan) германское правительство уделяет внимание усилению безопасности на транспорте [см.: 4].

С точки зрения транспортной политики использование рассматриваемых видов транспорта ведет к существенному изменению соотношения затраты–выгода [1, p. 30].

Библиографический список

  1. Transport, environment and health / edited by Carlos Dora and Margaret Phillips (WHO regional publications. European series: No. 89). – Available form URL: http://www.who.dk/document/e72015.pdf.
  2. Норман Л.Г. Несчастные случаи на дорожном транспорте. – Женева: ВОЗ, 1962. – 151 с.
  3. Симпсон Б. Планирование развития городов и общественный транспорт в Великобритании, Франции и ФРГ: Пер. с англ. – М.: Транспорт, 1999. – 64 с.
  4. Radverkehrsplan 2002-2012. Bericht der Bundesregierung. http://www.bmvbw.de/Anlage9134/Radverkehrsplan_2002-2012.pdf; Осипов В.Е. О германском национальном плане развития велосипедного сообщения // Экономика природопользования и природоохраны: Сборник материалов VI Международной научно-практической конференции. – Пенза, 2003. – С. 97-99. Online version: http://jose.narod.ru/German.html.
  5. Осипов В.Е. О включении велосипедного компонента в систему городского пассажирского транспорта в условиях юга Западной Сибири / Омский гос. техн. ун-т. – Омск, 2003. – 45 с.: ил. – Библиогр.: 70 назв. – Деп. в ВИНИТИ 14.05.03 № 942-В2003.
  6. Амосов Н.М., Муравов И.В. Сердце и физические упражнения. – М.: Знание, 1985. – 64 с.


jose.narod.ru/ Главная >> Экология >> О влиянии ходьбы...



Хостинг от uCoz