jose.narod.ru/ Главная >> Рериховская >> Святослав Николаевич Рерих

Опубликовано в журнале "Омский научный вестник" №2 (27), 2004.

Осипов В.Е.
Омский государственный
технический университет.

УДК 17:929 + 1

СВЯТОСЛАВ НИКОЛАЕВИЧ РЕРИХ
К 100-летию со дня рождения

Сведения из биографии

Святослав Николаевич Рерих родился 23 октября 1904 года в Петербурге в семье уже тогда знаменитого русского художника, ученого, писателя и поэта Николая Константиновича Рериха и матери Елены Ивановны (урожденной Шапошниковой) Рерих, правнучки М. И. Кутузова. Родители Святослава Николаевича были широко образованными людьми, обладали многосторонними познаниями во многих областях культуры России.

С 1914-го по 1916 год Святослав Николаевич учился в гимназии К. И. Мая, именно там он получил первые уроки рисования. Отец часто брал его с собой в археологические поездки по древнерусским городам, где он изучал историю и культуру Руси. Как правило, выезды сопровождались сбором коллекций, зарисовками с натуры. В конце 1916 года из-за болезни главы семейства Рерихи перебрались на северо-западное побережье Ладоги и в 1918 году оказались отрезанными от Родины новой государственной границей. В Финляндии Святослав приступил к систематическим занятиям живописью под руководством отца. Весной 1919 года Рерихи выехали в Лондон, где Святослав готовится поступать в Академию архитектуры. Там он продолжает и занятия живописью, а также и участвует вместе с отцом в создании декораций к постановкам опер «Снегурочка», «Садко», «Князь Игорь».

С 1920 г. С. Н. Рерих живет в США, поступает учиться в Колумбийский университет на архитектурное отделение. По окончании курса получает степень бакалавра и становится аспирантом Гарвардского университета. В это же время он пишет много картин, занимается книжной иллюстрацией и графикой. В 1923 году Рерихи покинули Америку и прибыли в Бомбей. Святослав Николаевич участвует в научно-исследовательских экспедициях отца по Сиккиму, Бутану и Непалу, углубленно изучает и коллекционирует предметы искусства народов Востока, большое внимание уделяет изучению местной народной медицины и фармакопеи. В конце 1924 года все Н.К., Е.И. и Ю.Н. Рерихи уходят в длительную экспедицию, а С.Н. Рерих временно возвращается в Америку. Здесь он продолжает свое художественное образование и обширную общественную деятельность, начатую отцом. Благодаря блестящим организаторским способностям и основательным познаниям в области изобразительного искусства Святослав Рерих находится на постах директора Международного центра искусств «Корона Мунди» в Нью-Йорке, который основал его отец Н. К. Рерих и вице-президента Музея Н.К. Рериха. Наряду с выполнением многочисленных обязанностей директора центра он продолжает занятия живописью, и критики отмечают быстрый расцвет его художественного таланта. Весной 1928 года, когда центральноазиатская экспедиция была закончена, Святослав Рерих едет в Индию, чтобы встретить отца, мать и старшего брата. Вскоре вся семья перебирается на склоны Западных Гималаев, в долину Кулу и Святослав Николаевич помогает родителям и брату в организации научно-исследовательского института «Урусвати». Чтобы наладить международное сотрудничество Святослав Николаевич некоторое время проводит в США и в поездках по другим западным странам.

Через четыре года художник окончательно поселяется в Индии. В институте «Урусвати» он осуществляет руководство теми секторами отдела естественных наук, которые близки его научным интересам: ботаники, орнитологии, фармакопеи, кристаллографии, народной медицины. Он продолжает также работу по изучению истории культуры и искусства народов Востока, принимает участие в научных экспедициях, разводит опытные плантации лекарственных растений. Кроме того, на Святослава Николаевича возлагается забота и о «внешних сношениях» в области обширной общественно-культурной деятельности его отца, в частности по продвижению в жизнь Пакта Рериха – идеи правовой охраны культурных ценностей в международном масштабе. Все больше и больше своего времени он отдает живописи. Творчески восприняв многие художественные идеи и убеждения своего отца, Святослав Николаевич превращается в самобытного, оригинального художника.

Откликаясь на трагические события, приведшие ко всемирной катастрофе, Святослав Рерих в 1939 году приступает к работе над циклом социально-значимых произведений. Он открывается триптихом, сюжет которого подсказали события второй мировой войны. Это большое панно «Куда идет человечество», «Распятое человечество» и «Освобождение».

С началом Великой Отечественной войны Советского Союза с фашистской Германией Святослав Николаевич и Юрий Николаевич неоднократно обращаются к советскому послу в Лондоне с просьбой принять их в ряды Красной Армии. В эти годы Николай Константинович и Святослав Николаевич проводят в Индии совместные выставки с продажей картин в пользу Советского Красного Креста и Красной Армии. С этой же целью они организуют сборы пожертвований, выступления по радио, издают книги. [См.: 2; 4, с. 188].

«Как и все Рерихи, Святослав Николаевич горяче ратовал за самостоятельность Индии и поддерживал деятелей индийского освободительного движения. В начале 1942 года он познакомился с Джавахарлалом Неру, который не раз в последствии бывал у Рерихов в Кулу и всегда высоко ценил их участие в культурной жизни Индии. Любовь и уважение к талантливому народу этой страны принесли Рерихам искреннее признание и широкую известность» [2].

В 1945 году Святослав Николаевич женится на знаменитой индийской киноактрисе, деятельнице индийского художественного просвещения Девике Рани. Супруги поселились в пригороде Бангалора (Индия. – В.О.). Здесь располагается окруженное зеленью, живописным озером и грандиозной плантацией ланалоэ, редчайших эфироносных деревьев, имение Татагуни. [См.: 2, 5].

Изучая культуру, искусство и философию Индии, художник создает множество замечательных полотен. Наряду с пейзажами пишет много портретов, из которых хочется отметить портреты отца Н. К. Рериха, премьер-министра Индии Джавахарлала Неру, жены Святослава Николаевича Девики Рани Рерих и его матушки Елены Ивановны Рерих. Его персональные выставки, проходившие в Советском Союзе в 1960-м и в 1974 годах, пользовались громадным успехом. Вторую выставку, показанную в пяти городах Советского Союза, посетило свыше восьмисот тысяч человек.

«Благодаря усилиям Святослава Николаевича Рериха в Бангалоре была создана и до сих пор успешно действует Академия художеств “Карнатака Читракала Паришат” – крупнейший на юге страны научно-исследовательский центр искусств и учебное заведение. Здесь имеется художественная галерея, в которой постоянно экспонируются картины С.Н. и Н.К. Рерихов» [5]. «В Бангалоре есть еще одно уникальное учебное заведение, хранящее светлую память о С.Н. Рерихе, это школа имени Шри Ауробиндо. ... Начиная с 1977 года, великий художник часто бывал в школе, с большой любовью, заботой и тактом помогал духовному и этическому воспитанию детей, вдохновлял учителей и учеников любить все прекрасное» [5]. «Наша экспериментальная школа имени Шри Ауробиндо, – говорит Святослав Николаевич, – дает детям возможность с самого начала проявлять себя, стараться стать лучше. Они окружены атмосферой любви, они действительно чувствуют, что их любят. И в этой атмосфере, конечно, воспитывается потребность в самосовершенствовании» [3].

Летом 1989 года по инициативе С.Н.Рериха в Москве был создан общественный музей Н.К. Рериха в Москве, а для его содержания – специальный фонд – Советский Фонд Рерихов (ныне – Международный Центр Рерихов), куда в 1990 году Рерих передал уникальное наследие своих родителей – архив, личные вещи, реликвии, библиотеку, картины (всего – 4,5 тонны груза). [См.: 6, 7].

30 января 1993 года Святослав Николаевич Рерих ушел из жизни.

Святослав Николаевич Рерих – выдающийся общественный деятель. Его многосторонняя деятельность была высоко оценена в СССР и в других странах. Он почетный академик Академии художеств СССР, лауреат Международной премии им. Джавахарлала Неру, почетный член Болгарской академии художеств, кавалер ордена «Дружбы народов» в 1984 году. В Индии он награжден высшей наградой этой страны — орденом «Падша-Бхушан».

Торжества в Индии, посвященные юбилею С.Н.Рериха [См.: 5]

«23 октября 2003 г., ровно за год до столетнего юбилея Святослава Николаевича Рериха, в Бангалоре, в Академии художеств “Карнатака Читракала Паришат” торжественно начались мероприятия, посвященные этой знаменательной дате.

Весьма обширная годовая программа подготовки к кульминационным празднествам, которые пройдут в столице южного индийского штата Карнатака».

«К 100-летию великого художника и общественного деятеля намечено установить памятник художнику в одном из районов Бангалора, выпустить почтовую марку и памятную медаль. Не исключено, что ЮНЕСКО окажет содействие в организации международной конференции, посвященной жизненному пути и творчеству С.Н.Рериха. Министр культуры штата г-жа Рашкумари Сатиш высказала просьбу о передаче комитету видео- и фотокопий картин, рукописей, книг, документов, хранящихся в государственных музеях и частных коллекциях, так как все это потребуется для планируемого издания каталога всех самых известных работ живописца, ученого-востоковеда и просветителя».

«...В качестве почетных гостей на основные торжества ожидаются Президент Индии Абдул Калам и Премьер-министр Атал Бихари Ваджпаи. Можно надеяться, что будут приглашены и руководители российского государства, ибо имя С.Н.Рериха навечно вписано в славные страницы истории как Индии, так и России».

Летом 2002 года на базе имения Татагуни начались работы по созданию мемориала и международного культурного центра. Во время празднования 99-й годовщины С.Н.Рериха в Бангалоре Посол России в Индии А.М.Кадакин выразил признательность правительству Карнатаки и отметил, «что присутствовавший на торжествах главный министр штата С.М.Кришна, “не взирая на разного рода препятствия, искусственно создаваемые людьми препоны, искренне старается вернуть первоначальный блеск дому художника в имении Татагуни и превратить его в культурный центр и перворазрядный музей, который будет стоять на одном уровне с расположенным в центральной России всемирно известным имением Л.Н.Толстого Ясная Поляна”».

«Посол также высоко оценил усилия двух стран по возрождению музейного комплекса имения Рерихов в Кулу, заботу о котором взял на себя Международный мемориальный трест Рерихов, работающий под верховным попечительством Премьер-министра Индии А.Б. Ваджпаи. Гималайскому имению Рерихов недавно был присвоен статус охраняемого памятника историко-культурного наследия. Там успешно работает музей, проводятся выставки, открылась Международная школа искусства для детей. Отреставрирована художественная мастерская С.Н.Рериха». «Премьер-министр Индии уже дважды за время руководства страной посещал это имение и оказал большую финансовую помощь на ремонтно-восстановительные работы и культурные программы, общей суммой около 500 тыс. долларов.

Отрадно, что большие усилия для восстановления имения Рерихов в долине Кулу (в Наггаре) прикладывает и находящийся там куратор от России, представитель Международного Центра Рерихов Алена Адамкова.

Министр туризма и культуры Индии Джагмохан, открывая 1 ноября в Нью-Дели Дни российской культуры в Индии, в качестве примера успешного развития культурных отношений отметил заботу двух стран по сохранению культурного наследия семьи Рерихов. Он констатировал, что музей-усадьба Рерихов в Наггаре в Гималаях, которая превращается сейчас в крупный научно-культурный центр, стала символом индийско-российского сотрудничества».

«На торжествах в Бангалоре прошла презентация новых книг, посвященных С.Н.Рериху, – “Ослепительные оттенки” и “Варна Виджаянихи”».

Главный министр штата Карнатака С.М. Кришна сообщил, что готовится к выпуску специальная почтовая марка, посвященная 100-летию С.Н. Рериха. Он также объявил, что планируется издать книги о Рерихе на местном языке каннада и на английском, «чтобы люди, особенно дети, были осведомлены о его жизни, деятельности и послании миру, которые являются идеалом, достойным подражания».

Свою речь на открытии торжеств Посол России в Индии А.М. Кадакин завершил словами самого Святослава Николаевича: «Давайте стремиться найти достойную цель в жизни, а не думать только о дне насущном. Давайте обратим свой взор вдаль, и жизнь тогда обретет новые грани, наполненные смысла и значимости. Новые и прекрасные идеи вдохнут силу в нашу повседневную жизнь, наш интерес и терпимость возрастут по мере расширения горизонтов, устремления нашего брата возымеют больший смысл и атмосфере понимания и сотрудничества. Давайте украсим нашу жизнь и принесем послание красоты в каждое сердце и каждый дом. Так давайте сделаем стремление к красоте нашей каждодневной молитвой».

О философских воззрениях

Наверное всем великим деятелям присуще философское осмысление жизни. И результатом этого не обязательно будет философский трактат. Явивший синтез все свои действия, всю жизнь подчиняет великой идее. Эту характеристику в полной мере можно отнести к личности Святослава Рериха.

Можно сказать, что Святослав Рерих, в основном, художник и литературных произведений у него гораздо меньше, чем живописных. Но то немногое, что мы услышали из уст этого мудреца, привлекает нас своей актуальностью и демократичностью.

Литература

1. Н.К. Рерих // Мир через Культуру: Сборник. – М.: Советский писатель, 1990. – С. 178–179.

2. Певел Беликов. «Принадлежит моей Родине» // Мир через Культуру: Сборник. – М.: Советский писатель, 1990. – С. 180–184.

3. Святослав Рерих. «Мы ответственны в своих мыслях...» (Интервью С.Н. Рериха, данное журналистке Ирме Мамаладзе и опубликованное в «Литературной газете» № 23 от 3 июня 1987 г.) // Мир через Культуру: Сборник. – М.: Советский писатель, 1990. – С. 185–192.

4. Беликов П.Ф., Князева В.П. Николай Константинович Рерих. – Самара: АГНИ, 1996. – 200 с.

5. Чирятьев М.Н. Торжества в Индии, посвященные 100-летнему юбилею со дня рождения С.Н. Рериха // Содружество. – № 12, ноябрь 2003 г. – январь 2004 г.

6. Защитим имя и наследие Рерихов. Том 1. Документы. Публикации в прессе. Очерки. – М.: Международный Центр Рерихов, 2001 г. – 720 с.

7. Наследию Рерихов грозит уничтожение: Президенту Российской Федерации Владимиру Владимировичу Путину в канун 100-летнего юбилея Святослава Николаевича Рериха // Комсомольская правда (г. Москва). – 2003. – 10 декабря. Online version: http://www.roerichs.com/Publications/Centre-Museum/Letter_President1.htm.

8. Рерих Н. Алтай – Гималаи: Путевой дневник / Предисл. К. Брэгдона. – Рига: Виеда, 1992. – С. 80–81.

9. Рерих С. Н. Гуманизм – состояние ума и сердца // Рерих С.Н. Стремиться к Прекрасному. – М.: Международный Центр Рерихов, 1993. – С. 23–35.

10. Рерих С. Н. Слово об отце // Рерих С.Н. Стремиться к Прекрасному. – М.: Международный Центр Рерихов, 1993. – С. 77–78.


jose.narod.ru/ Главная >> Рериховская >> Святослав Николаевич Рерих



Хостинг от uCoz