jose.narod.ru/ Главная >> Рериховская >> Раз сектанты...


РАЗ СЕКТАНТЫ, ДВА СЕКТАНТЫ…

Вадим Осипов

Имеются ли основания ставить Рериховские организации в один ряд с сектами, да еще такими одиозными, как Аум Синрикё? Не есть ли это преследование несущих культуру?

В апреле 2003 года под эгидой управления по делам национальной политики и религии бюро Мэра города Омска в Омском государственном техническом университете проходил цикл бесед. Тема была весьма актуальная: деятельность тоталитарных и деструктивных религиозных общин.

На одной из них побывал автор этих строк. Нужно отдать должное докладчикам: под действием их обаяния и компетентности лед моего скепсиса растаял. Встреча была действительно интересной. И единственное, что вынуждает с прискорбием взяться за перо – это содержание некоторых печатных материалов, распространяемых организаторами мероприятия.

Передо мной находится "Выписка из итогового заявления участников международной научно-практической конференции "Тоталитарные секты – угроза XXI века", проходившей 23 - 25 апреля 2001 г. в Нижнем Новгороде". (Полный текст документа содержится на сайте Центра им. священномученика Иринея Лионского).

В первом абзаце выписки приведен список "наиболее известных и опасных современных деструктивных культов", среди которых значатся: "Церковь саентологии", "Свидетели Иеговы", "Аум Синрикё", "Церковь Иисуса Христа Святых последних дней" и др. Второй абзац цитирую полностью:

"Мы свидетельствуем об антихристианском и разрушительном характере различных культов, возникших на основе движения последователей семьи Рерихов, астрологических и уфологических культов, неоязыческих культов, колдовства, ведьмовства, неошаманства, люциферианства и сатанизма…"

Выделим здесь несколько моментов, приписываемых "движению последователей семьи Рерихов" составителями указанной выписки.

С такой характеристикой согласиться нельзя. Давайте разберемся.

Под термином "Движение последователей семьи Рерихов" из упомянутого документа 2001 года мы, по-видимому, должны были понимать следующих:

а) ассоциированного члена Ассоциации неправительственных организаций при Департаменте общественной информации Организации Объединенных Наций, Международный центр Рерихиов, где в 2001 году президентом был Чрезвычайный и полномочный посол, специальный представитель Генерального секретаря ООН Ю.М. Воронцов, а вице-президентом – академик РАЕН Л.В. Шапошникова;

б) Рериховские организации (псевдорериховские течения, использующие символику и имя Рериха мы оставляем в стороне).

В отношении деятельности Международного Центра Рерихов (МЦР) в 2000 году была проведена юридическая экспертиза. Исполнитель – ООО "Экономико-правовая консалтинговая компания "Доверие". (Копия заключения по результатам указанной экспертизы (примерно на восьми листах), а также последующие документы, упоминаемые в настоящей статье, приведены в книге "Защитим имя и наследие Рерихов. Том 1. Документы. Публикации в прессе. Очерки" (М.: Международный Центр Рерихов, 2001)).

Отметим три момента из этого заключения.

Во-первых, происходит констатация, что согласно общим положениям Устава основными задачами Центра являются:

– осуществление миротворческой деятельности, содействие укреплению дружбы и согласия между народами, предотвращению социальных, национальных, религиозных конфликтов, популяризация идей "Пакта Рериха" и "Знамени Мира";

– проведение научной и исследовательской деятельности, посвященной изучению художественного творчества, философских и литературно-публицистических трудов семьи Рерихов;

– содействие развитию личности, осознанию и претворению в жизнь высоких рериховских идей гуманизма и мира, восприятию и постижению общечеловеческих культурных ценностей; и т. д. на двух страницах.

Во-вторых, сказано, что сопоставление всей совокупности представленных законодательных актов РФ и документально закрепленной деятельности МЦР, позволяет сделать однозначный вывод о том, что причисление данного юридического лица к псевдохристианской секте либо к новому религиозному движению с юридической точки зрения является надуманным и необоснованным, нарушающим ряд положений и требований и статей Конституции РФ, Федерального закона "Об общественных объединениях", Закона РФ "Основы законодательства Российской Федерации о культуре", а так же целого ряда международных правовых актов.

В-третьих, говорится о том, что юридически формализованные понятия: "секта", "тоталитарная секта", "деструктивная секта" и "новое религиозное движение" отсутствуют в действующих Федеральных законах, но указанные понятия в общих чертах сформулированы в Постановлении Европейского парламента "О сектах в Европе" и в Рекомендации Совета Европы №1178 (1992). В качестве действий к запрещению деятельности таких организационных структур являются действия, нарушающие неотчуждаемые права человека, преступные деяния, такие как жестокое обращение с людьми, сексуальные домогательства, незаконное лишение свободы, торговля людьми, подстрекательство к насилию, распространение расистских воззрений, уклонение от уплаты налогов, незаконное перемещение капиталов, торговля оружием, наркотиками и т. п. Далее цитирую: "Поскольку отсутствует какая-либо информация и нет сведений о каких-либо правонарушениях, осуществленных членами Международной общественной организации "Международный Центр Рерихов" за весь период их культурно-просветительской деятельности, уставные документы, организационная структура данного юридического лица полностью соответствует положениям и требованиям действующего Федерального и Международного законодательства, поэтому применение понятий "секта", "тоталитарная секта", "деструктивная секта" и "новое религиозное движение" к Международной общественной организации "Международный Центр Рерихов" не правомерно, так как ее целенаправленная деятельность связана исключительно с научно-культурным наследием Рерихов и Учением Живой Этики".

В подобном же духе составлены "Научная экспертиза культурно-просветительской деятельности Международной общественной организации "Международный Центр Рерихов" доктора философских наук, профессора кафедры философии Московского государственного института международных отношений МИД РФ Глаголева В.С.", а также "Отзыв о культурно-просветительской деятельности Международной общественной организации "Международный Центр Рерихов" доктора философских наук, профессора, заведующего кафедрой мирового политического процесса Политологического отделения философского факультета Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова, Председателя Московского философского общества Ю.М. Павлова".

Теперь – в отношении Рериховских организаций. Подавляющее большинство Рериховских обществ не может себе позволить воспользоваться такими дорогостоящими услугами, как юридическая экспертиза. Однако, заметим следующее. Рериховские общества должны осуществлять свою деятельность в духе учения Живой Этики. А учение Живой Этики, как сказано в названном выше заключении юридической экспертизы, является нерелигиозным учением, поскольку в нем отсутствуют указанные в статье 6 Федерального закона "О свободе совести и религиозных объединениях" признаки:

– вероисповедание;

– совершение богослужений, других религиозных обрядов и церемоний;

– обучение религии и религиозное воспитание своих последователей.

По поводу тоталитарности и деструктивности. Такая оценка должна быть подкреплена документами, указывающими на конкретных лиц или организации, совершающие незаконные и преступные деяния, либо совершающие действия, подпадающие под признаки тоталитарной секты (по В. С. Глаголеву):

– обманная вербовка;

– дестабилизация сознания и психики с помощью применения психотехник;

– жесткий тоталитарный контроль над всеми без исключения сторонами жизни вовлеченного в секту индивида;

– непомерные финансовые поборы;

– навязывание разрыва с семьей, близким окружением, друзьями, если они не разделяют доктрину секты;

– вовлечение (вербовка) несовершеннолетних;

– формирование антипатриотических настроений, так как большинство тоталитарных сект финансируется из-за рубежа;

– образование только в пределах сектантской литературы;

– отрицательное отношение к участию в общественной жизни (выборы, участие в национальных праздниках);

– негативное отношение к мировым религиям, культуре и науке;

– попытка проникновения во властные структуры;

– крайне агрессивная и назойливая реклама.

Но таких документов нам не предоставляют. Поэтому, не вижу оснований приписывать Рериховским организациям религиозный и разрушительный характер. Подобная характеристика в отношении Рериховской организации будет, скорее, не правилом, а досадным исключением.

И если в отношении конкретной Рериховской организации все же возникают вопросы о соответствии ее деятельности целям, заявленным в Уставе, о законности ее действий (как это имеет место в отношении Восточного Рериховского общества "Урусвати" под руководством Михаила Лунева, см. подборку материалов Ярославского Рериховского общества), то проблему необходимо решать в судебном порядке.

Теперь на конкретном примере разберем обвинение в антихристианстве.

Руководитель информационно-аналитического центра св. Марка Эфесского протоиерей Александр Шабанов в письме председателю тверской областной Рериховской организации Т.И.Чечиной намекает на религиозное и, нужно полагать, крамольное содержание следующего отрывка из писем Е.И.Рерих: "Абсолют вмещает все вселенские проявления, Абсолют из своего абсолютного Единства при проявлении становится Абсолютом беспредельной дифференциации и ее следствий – относительности и противоположений. Так в своем космическом аспекте Сатана не есть существо, но лишь олицетворение следствий дифференциации относительности и противоположений". На это нужно заметить, что размышления об аспектах Космоса не есть лишь исключительное право РПЦ, но является естественным ходом мысли философа и ученого (по В.И. Вернадскому, «научно понять – значит установить явление в рамки научной реальности Космоса»), а также является правом граждан "исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними" при недопущении пропаганды и агитации, возбуждающих социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Не понимаю: где же, наконец, проявления религиозной ненависти и вражды по отношению к христианам в приведенном отрывке из писем Е.И. Рерих?

В заключение хотелось бы разделить озабоченность Русской Православной Церкви существованием в пределах России ряда деструктивных сект. Но политику РПЦ и, как мы видим, действия некоторых государственных структур по отношению к имени Рерихов я воспринимаю не иначе, как попытку выплеснуть с водой и ребенка.

jose.narod.ru/ Главная >> Рериховская >> Раз сектанты...

Хостинг от uCoz