jose.narod.ru/ Главная >> Экология >> Велосипедный транспорт...

Опубликовано в сборнике "Политика и бизнес в меняющемся мире – 2004: Материалы IV международной молодежной научно-практической конференции" (ГУУ, ФРИДАС. – Обнинск, 2004).

Осипов В.Е.
Омский государственный
технический университет.

ВЕЛОСИПЕДНЫЙ ТРАНСПОРТ: РАЗВИТИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА, НАЦИОНАЛЬНОЕ РАЗИТИЕ

* * *

The «natural development» concept is suitable for Russia and includes in particular: a) decrease of an energy quantity needed for a maiking of the GNP unit, b) a human capital development.

Cycling and walking for transport respond to this concept, since ones require little energy and decrease the traffic-related health risks.

Cycling for transport is abundant in the world, and Russia needs corresponding transport policy.


В постиндустриальном обществе утрачивается главенство материального богатства и приоритеты смещаются в сторону человека, развития и реализации его способностей, накопления человеческого капитала, который и определяет уровень развития общества, составляя от 60 % до 80 % национального богатства. Специфика России такова, что для достижения материального уровня развитых стран ей необходимо, по крайней мере, в три раза увеличить производство энергии и в 6–10 раз – величину ВВП, что, во-первых, в обозримом будущем нереально, и во-вторых, станет фактором, нарушающим равновесие биосферы. К тому же, учет интересов будущих поколений требует ограничений на использование невозобновляемых ресурсов. Путь же «естественного развития» (или экологического развития), как раз, и предусматривает: уменьшение энергетических затрат на единицу ВВП, поддержание равновесия биосферы, рост удельного человеческого капитала. Сравнительно малая хозяйственная освоенность (сохранение экосистем в невозмущенном состоянии), интеллектуальный и духовный потенциалы дают России возможность занять на пути экоразвития лидирующие позиции. [См.: 1].

Велосипедный транспорт отвечает концепции «естественного развития» по следующим пунктам: 1) уменьшение энергетических затрат на единицу ВВП, 2) уменьшение потребления невозобновляемых ресурсов (нефть, газ, уголь) за счет возобновляемых (продукты питания), 3) содействие развитию человеческого капитала.

Поясним п. 1. Затраты на 1,6 пассажиро-километра (1 милю) равны: для велосипедиста ~50 ккал., для пешехода ~75 ккал., для автобуса (местные рейсы) ~970 ккал., для автомобиля (езда в городе) ~2040 ккал [3].

Поясним п. 3. Увеличение велосипедного сообщения и соответствующее сокращение автомобильного транспорта ведет к уменьшению смертности, укреплению физического и психического здоровья; другими словами – содействует развитию человеческого капитала.

Так, несчастные случаи на транспорте влекут 120 000 смертей в год по европейскому региону Всемирной организации здравоохранения, третья часть из них – люди в возрасте до 25 лет [2, p. 6]; смертность среди взрослого городского населения Европы, вызванная атмосферными выбросами транспорта, оценивается величиной 30 000 – 120 000 чел./год [2, p. 23]. С моторным транспортом связывают ряд факторов ухудшения психического здоровья (mental health). Один из них, особенно касающийся детей, – нейротоксическое действие свинца, эмитируемого из бензина, что оценивают на основании изучения таких функций, как внимание, моторная координация, речь, IQ; в общем, речь идет о торможении развития познавательных функций у детей (cognitive development of children). [2, p. 25].

В развитых странах половина взрослого населения ведут сидячий образ жизни или имеют минимальную физическую активность. Сидячий образ жизни является одним из самых значительных факторов риска неинфекционных заболеваний и ранней смертности населения в западных странах и связан с использованием моторных транспортных средств [2, p. 6]. Ежедневные пешие или велосипедные передвижения сопряжены с увеличением объема двигательной активности. Польза для здоровья от регулярной физической активности включает [2, p. 30-31]: 1) уменьшение на 50 % риска развития коронарной болезни сердца (подобно эффекту от некурения), 2) уменьшение на 50 % риска развития диабета в зрелом возрасте, 3) уменьшение на 50% риска ожирения, 4) уменьшение на 30 % риска гипертензии, 5) снижение на 8-10 мм рт. ст. кровяного давления у лиц, страдающих гипертензией (такой же эффект, как и при приеме лекарств), 6) уменьшение остеопороза, 7) изживание синдромов депрессии и тревоги, и 8) отодвигается наступление старости.

Необходимо сказать о риске для здоровья и у пользователей велосипедного транспорта; главным образом это – риск несчастного случая при вовлечении в ДТП с участием автомобилей. И при неорганизованном движении этот риск довольно велик (в конце 50-х в Англии ежегодно гибло около 700 велосипедистов). Поэтому, в государственной программе развития велосипедного сообщения (Nationale Radverkehrsplan) германское правительство уделяет внимание усилению безопасности на транспорте [см.: 4].

Велосипед как средство повседневного транспорта существует, например, в таких странах: Нидерланды, Дания, Италия, Германия, Франция, Китай, Япония, Вьетнам, Индия; в США – был распространен в период энергетического кризиса 70-х, 80-е. Опыт же зимнего велосипедного сообщения в Швеции (север, г. Лулео) и Финляндии наводит на мысль об актуальности данной проблемы и для России (по крайней мере, в теплый сезон [5]). Безусловно, речь не идет о поголовной и принудительной велосипедизации, но о необходимости предоставления возможности (инфраструктура, мероприятия по безопасности и т.д.) всем желающим.

Литература

  1. Голубев В.С. Теория «естественного развития» и Россия // Энергия: экономика, техника, экология. – № 9, 1998. – С. 40-44.
  2. Transport, environment and health / edited by Carlos Dora and Margaret Phillips (WHO regional publications. European series; No. 89). – Available form URL: http://www.who.dk/document/e72015.pdf (14.01.2003).
  3. Ревелль П., Ревелль Ч. Среда нашего обитания: В 4-х книгах. Кн. 3. Энергетические проблемы человечества: Пер. с англ. – М.: Мир, 1995. – С. 274.
  4. Radverkehrsplan 2002-2012. Bericht der Bundesregierung. http://www.bmvbw.de/Anlage9134/Radverkehrsplan_2002-2012.pdf; Осипов В.Е. О германском национальном плане развития велосипедного сообщения // Экономика природопользования и природоохраны: Сборник материалов VI Международной научно-практической конференции. – Пенза, 2003. – С. 97-99. Online version: http://jose.narod.ru/German.html.
  5. О включении велосипедного компонента в систему городского пассажирского транспорта в условиях юга Западной Сибири / Осипов В.Е.; Омский гос. техн. ун-т. – Омск, 2003. – 45 с. – Деп. в ВИНИТИ 14.05.03 № 942-В2003.


jose.narod.ru/ Главная >> Экология >> Велосипедный транспорт...

Хостинг от uCoz